Два года пандемии, с одной стороны, заставили нас отказаться от походов в кафе и рестораны и развили сферу доставки. С другой стороны, после отмены ограничений в заведения общепита поспешили даже те, кто прежде предпочитал есть исключительно дома.
Как изменилось отношение россиян к питанию вне дома, проанализировал на сайте ИА «МедиаПоток» управляющий партнер бюро «Юристовед» Антон Целищев.
«Такой тренд имеется, если обратить внимание на данные Росстата, отмечающего, что оборот общепита в России за первое полугодие 2023 вырос на 14,7% по сравнению с первым полугодием 2022 года», – пишет Целищев, но тут же уточняет, что рост оборота, собственно, не означает, что россияне стали чаще посещать кафе, бары и столовые. Скорее он говорит о росте затрат в отрасли – продуктов, электроэнергии и т.п., который отражается на стоимости предлагаемых блюд.
Вместе с тем точек общепита самого разного формата становится больше с каждым днем. Появляются рестораны fast casual – на каждый день. И действительно есть прослойка людей – не только молодежи – которые предпочитают есть в таких заведениях, а не готовить дома.
Кроме того, не падает популярность ресторанов быстрого питания. В этой связи любопытны данные опроса, по которым за первое полугодие 2023 года тех, кто хотя бы раз побывал во «Вкусно – и точка», Burger King, KFC, стало 45% от опрошенных. Год назад их было порядка 36%.
И еще один фактор: у россиян заметно сузились возможности путешествий и отдыха. В Турцию и Чехию теперь не каждый решится полететь¸ вот и заменяют такой отдых походами в рестораны.
Наконец, общепит – специфическая отрасль, которая, как ни странно, нередко не сводится к питанию. В непростые времена людям хочется ощущения спокойствия и просто удовольствия на гормональном уровне, при этом именно еда – один из самых доступных и понятных способов получения дофамина, за который люди готовы платить больше, чем ранее.