Находка породила множество вопросов: каково значение изображения на сосуде, чем он уникален и что может означать такой, вероятно, не случайный выбор погребального инвентаря. Подобные уникальные находки не только представляют собой удачу для археологов, но и становятся сложными объектами для анализа. Чем меньше известных аналогов, тем труднее делать выводы о них.
Ребенок, чью могилу украсил сосуд с изображением сатира, жил в первые века нашей эры. В этот римский период на подобных изделиях часто изображали мифологических персонажей: богиню плодородия Деметру, бога виноделия Диониса и его спутников — сатиров Силена и Пана.
Для многих артефактов установить археологический контекст, то есть место и условия находки, невозможно, так как они были обнаружены в эпоху, когда раскопки проводились не для научных целей, а в поисках красивых и ценных древностей.
Однако среди римских фигурных сосудов, для которых известен контекст, большинство найдены именно в детских погребениях в различных античных городах Северного Причерноморья.
Особая ценность сосудов и желание оставить с умершим ребенком лучшую вещь может быть не единственной причиной их нахождения в могилах. Особенно если учесть, что существуют более ранние находки с изображением тех же персонажей, но в другом исполнении, например, в виде терракотовых фигурок или масок
Сосуды располагались у ног — и это важно, учитывая мнение о том, что предметы в ногах погребенных должны были выполнять роль проводников в загробный мир, сообщает ТАСС.
Во-вторых, часто использовались изображения божеств с хтоническими ипостасями: культ Диониса, как божества растительности, виноградарства и виноделия, имел и хтоническую основу, представляя его также божеством умирающей и воскресающей природы. То же самое можно сказать и о богине плодородия Деметре.
Ранее мы рассказали, что ученые выяснили, почему клопов привлекает грязное белье.