Когда до нас с женой дошла информация, что пожар серьезный и требуются добровольцы на его тушение, раздумий просто не было, мы сразу нашли нужный телефон, позвонили и записались.
Я много ездил по России, по ее диким местам, был на Урале, жил в тайге Западной и Восточной Сибири, Якутии, поднимался на вершины Саян, восхищался бескрайностью тундры Ямала. Был на всех великих реках: Оби, Енисее, Лене. И вообще я не уроженец Марий Эл. Но этот марийский лес стал для меня настоящим родным домом. Нигде больше я не чувствую себя так легко и свободно, нигде нет этой особой родной красоты чистого соснового леса среднего Поволжья. Марийский лес – мой дом. Нет ничего более естественного и понятного, чем заботиться о своем доме, а уж тем более спасать его.
Я неоднократно возил на своем внедорожнике по этим чудесным местам своих родителей, показывал им эти красоты, поэтому у них не возникло ни малейших возражений после просьбы посидеть пару дней с ребенком для того, чтобы отпустить нас на борьбу с пожаром.
В первый день 22 августа мы приехали к месту сбора, записались в журнале, сели в автобус, приехали на базу в Сосновом Бору близ озера Карась. Ехать туда было жутковато: закрытая трасса, густой дым, черные подпалины вдоль дороги. Когда ехали мимо большого горельника 2010 года, я увидел, что все посадки, которые мы сделали после того пожара, опять сгорели. Я сам посадил там несколько сотен сосен. Теперь там опять горельник.
По приезде на базу мы опять где-то расписались, получили инвентарь: лопаты для тех, у кого нет своей, ранцы для воды. Я тогда не знал, что респираторы и глазные капли собирались на пожертвования горожан. Все это очень пригодилось! Без этих простых вещей там просто невозможно.
При построении и осмотре войск огнеборцев были некоторые неприятности: к борьбе с пожаром не допускали людей, одетых не соответствующе. И это правильно. На ногах должны быть крепкие высокие ботинки с толстой подошвой, а не кроссовки. Несмотря на жару нужна хорошая крепкая куртка, головной убор.
Нас погрузили в армейские грузовики и повезли... да, именно туда, в мои самые-самые любимые места. Туда, где сейчас черная пустыня с трубами сосновых стволов вместо прекрасного леса.
Как это все проходит? Большей частью мы чего-то ждали. Из 14-ти часов от отъезда до приезда непосредственной огнеборьбы было часов пять. Но этого хватит, чтобы хорошо выложиться. Лопата, ранец, вода, дым, люди, вода, вода. Где, блин, вода?! Усталость, жара, адреналин потихоньку сходит на нет, жара, дым, дым, дым, откуда – фиг знает. Просто из чистой земли. Копнешь, а там – пекло. Льешь воду – шипит как камни в бане. Не знаю, о чем думали люди, приехавшие в кроссовках. Под ногами угли, откуда – непонятно. Пока один не падает за шиворот. Поднимаю голову – прямо надо мной горит пламенем трухлявый ствол, застрявший при падении среди деревьев. И ведь не видно, пока не подойдешь.
Я человек нелюдимый, не очень разговорчивый, но за два дня работы познакомился со многими интересными, хорошими людьми: волонтеры, МЧС-овцы, пожарники, Авиалесоохрана. Для мизантропа типа меня вообще странно и удивительно вдруг понять, что вокруг полным-полно людей, разделяющих мои взгляды, понимающих меня и болеющих за происходящее ничуть не меньше. Это очень здорово.
Про эффективность всего происходящего. Мне сложно ее оценить, я не знаю, насколько наша работа была действительно полезна. На мой дилетантский взгляд – да! Толк был.
Пусть один заход МИ-8 с четырьмя тоннами воды куда эффективнее пары десятков уставших добровольцев, топающих от ближайшего болотца с ранцами и лопатами, но им там сверху не все видно, и всех задач они решить не могут, и хорошо скоординированные войска огнеборцев-добровольцев – это большая, очень большая сила.
Об организации. Никуда нам не деться от нашего главного и злостного всеобщего врага – бардака. И тем более в таких условиях: территории огромные, связи нет, куда идти неясно. Что делать? Где мы вообще? Вода будет?
Конечно же, все не очень хорошо организовано, но я, честно сказать, ожидал худшего. Да, много нашей родной русской бестолковости, толкотни на бескрайнем просторе и ненужной суеты. Но, тем не менее, народ позвали, собрали, привезли, объяснили что делать, накормили и привезли обратно. Это большое дело.
Большое спасибо всем участникам всех этапов спасения моего, нашего леса! Я очень надеюсь, что люди, сделавшие что-то не так, поймут свои ошибки и в следующий раз (тьфу-тьфу-тьфу!) будут действовать гораздо эффективнее.
Берегите наш лес, участвуйте в лесопосадках, убирайте мусор, не включайте громкую музыку на озерах и будьте осторожны с огнем!