«Спасите Марий Эл!» – сей лозунговый призыв может быть и актуальный, но не полновесно отвечающий текущим вызовам времени. Учитывая крайние и вывернутые наизнанку явления по вопросу слияния субъектов России, то подавно не то, слишком мягко. «Не позволим расчленить нашу республику!» – теперь, скорее, надо так. Либо «Не дадим убить Малую Родину!» – даже точнее несет в себе вырывающиеся наружу отчаяние и решимость. Потому что ныне предпринимаемая «кривая реформа» явно подталкивает к волевым прогулкам на площадях, скверах, дворах и улицах. С яркими плакатами. Протестными возмущениями. Разумными встречными требованиями.
В информационное поле вновь вбрасываются тезисы про перекройку границ между регионами страны. Вбрасываются очередной раз, без устали стараются, планомерно додавливая общественное мнение и лепя в головах населения психоякорь неминуемости переформатирования федерального обустройства страны. Дескать, знайте, в недалеком будущем внутренняя административная карта России точно-преточно будет выглядеть по иному, нежели сейчас... На воротник не желаете? Это все не так. Чрезвычайно однобоко и тенденциозно широким массам «инициатива» преподносится. Под одну гребенку унифицирующими лекалами.
Дозированные и настырно закидываемые «медиабулыжники» под разным соусом и видом в профиль, фас, анфас делаются не только для формирования «правильных» умонастроений среди населения, но и мониторинга реакции в обществе. Разведка боем. Проводится социология, анализируется обстановка, адаптируется стратегия. На диагностику выделяются совсем немалые деньги. Активная фаза в антураже легких заигрывающих слухов объединения территорий пошла лет пять назад, из года в год как бы невзначай постоянно подкидывалась пища для размышлений. Так называемые регионы-доноры приняли их в штыки: от элиты до обычных граждан – замеры зашкаливали («С чего хоть мы за других должны платить, как бы мы к ним хорошо ни относились?»). Дотационные тоже оценили неоднозначно («Лучше прозябать бедным, но самостоятельным, а то другие придут, местных разгонят и последнее у нас заберут»). Короче, не прокатило.
Тогда стали применять новые маневры и опять нащупывать почву, изучать палитру откликов. В итоге, усилили просветительско-пропагандистский блок с упором на экономическую эффективность. И здесь стоит признать, что она есть. Образуются новые возможности развития мегарегионов. По науке транслируемые разъяснения, действительно, похожи на правду. Единственное, что тень бросало на проект укрупнения субъектов РФ, – опыт исчезновения Коми-Пермяцкого, Таймырского, Эвенкийского, Корякского, Усть-Ордынского, Агинского автономных округов, мягко говоря, печален. Статистика безжалостно демонстрирует, что на перечисленных территориях экономика ни черта не поправилась. Наоборот, ухудшилась.
Зато органы власти оттуда сбежали. Еще много где роддома закрылись. Ни особый статус, ни отдельно сотворенные министерства под управление распущенными территориями им ничем не подсобили. Где позитив-то искомый? Теория не всегда срабатывает на практике. Мощно впечатлил Ненецкий АО, который в ипостаси протеста растворению в Архангельской области проголосовал против внесения поправок в Конституцию России. Единственные в федерации! Да, принципиальные северные ребята. На оленьих упряжках тоже разъезжают суровые мужики. И за болезненную тему столкновений в Ингушетии не забывайте, о беспорядках в связи передачи земель Чечне.
Кстати, апгрейд российской Конституции. Всем государством дружно его одобрили, за каждый квадратный миллиметр в ней продебатировали, потратили тонны нервов, совершили грандиозное достижение – труд неимоверный. Однако в основном законе страны четко прописано, какие республики, края, области в ней состоят. Ну? Вторично, третично, десятерично вносить корректировки в Конституцию? Конечно, нет. К тому же отчего-то «кое-кто» запамятовал: границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия (утверждаться парламентами и администрациями обоих регионов). Абсолютная ликвидация региона либо тотальное «взаимосращивание» регионов – (что бы не утверждали со стороны) неукоснительно посредством референдума.
Три раза подряд «поэтому». Поэтому (пока) все спокойно, финиш на горизонте не маячит, просто журналисты из-за инфоголодухи сгущают краски. Хотя с санкции некоторых представителей из высшего эшелона власти провоцировать проблемные диспуты объединять или нет регионы, вызывая резонанс и способствуя распространению кривотолков, в предвыборный (госдумовский) период есть чистейший идиотизм. Поэтому предметно проникнитесь в программу предложений и зримых результатов. Имеется в виду, осознайте, что много зависит от нас самих. Ажиотажу не поддавайтесь, однако в бурлениях участвуйте, заранее придерживаясь позиций отрицания «свистоплясок на костях регионов». Поэтому «идеологи» обмусоливания слияния регионов вынужденно перебрались на рельсы свежей стратегии: «Объединение субъектов РФ будет вестись на основе создания межрегиональных агломераций».
Значит, рекламная речь толкается в инфраструктурной парадигме. Понятно, за ней опосля несколько лет автоматически докатится вторая волна «сплочения и оптимизации». Новостные сводки пестрят, мол, уже определены четыре «первые агломерации первого порядка»: Московская (в нее войдут Москва и Подмосковье), Петербургская (Санкт-Петербург), Краснодарская (Краснодарский край и часть Адыгеи), Казанская (Татарстан и часть Марий Эл). Ладно, с милой Адыгеей все очевидно, она «анклавно» расположена в центре Краснодарского, скоро термин «часть» обоснованно превратится в «целиком». Нестандартно отличается «часть Марий Эл». Это города Звенигово и Волжск. Хм?
Ой, как любопытно. Нестыковочки всплывают. Нам вроде бы втирают про выравнивание уровня комфорта жизни граждан и разницы региональных бюджетов по формуле «бедный + богатый = открытие дополнительных перспектив». Но всю Марий Эл сцедят сквозь сито, подбирая конкретно Звенигово и Волжск. Из татарстанских телеграм-каналов, тематических мессенджер-чатов, сетевых форумов, СМИ слышатся очевидные причины: «рядом с нами», «возле Волги-матушки», «по трассе прямиком на Казань поток идет». Хорошо. И где тут громко объявленная реализация концепта «мягкого слияния» крепких с хилыми? Почему до лакомых кусков – индустриального Волжска с Звенигово, где строится речной порт и шумит судостроительно-судоремонтный завод – добрались, а, к примеру, до пограничных с Татарстаном Моркинского и Мари-Турекского районов упертости, мозгов, прыти не хватило? Там живут замечательные трудолюбивые люди и смыкающая нормальная дорога есть в наличии. Что с ними не так? Неужели они не нравятся? Вдумайтесь. Потерялась сама суть идеи сплава нуждающихся с преуспевающими.
Неприбыльные, простите, «огрызки» отодвинуть и нагло, выборочно, цинично взять лучшее. Нет, не пойдет. Это смахивает то ли на захват, то ли на обгладывание. Что уж? Берите все, не стесняйтесь, оптом дешевле. Чем больше грузиков – тем смачнее. Для нас. Не для Татарстана. Им, как было сказано, «остатки» в охапку не нужны. Не представляют интереса, ибо банально не выгодны. Также подметим, жителям Звенигово и Волжска рекомендуется шибко не обольщаться. Агломерационный тип не предусматривает, чтобы Казань обеспечивала выплату за социальные обязательства на данных территориях. Вот ресурсы и бизнес на рычагах «транспортных связок», пожалуйста, они зацепят.
Капиталистическая тактика «годное к нам – слабокотируемое не замечаем», наверное, ненароком вызвала в соседней республике самоутвердительную эйфорию: «Власти Татарстана смогли организовать экономическую машину, а власти Марий Эл нет» и «Ожидается глобальная развертка по созданию транспортных сетей и узлов для обеспечения агломерационных метрополий людских ресурсами из Марий Эл». Уважаемые, присядьте, выдохните и сбавьте пыл. Жители что Волжска, что прочих поселений Марийской республики, что выше упоминавшихся примыкающих к Татарстану районов и без того у вас работают. Народу в одночасье не прибавится и зарплату вы им не повысите. Ничего не поменяется.
За экономику вообще втирать безграмотно. Сопоставьте объемы населения, наличие полезных ископаемых, близость к федеральным автоартериям и стартовые условия на заре рынка в начале 90-х годов. В МАССР кроме агросектора и военпрома никогда ничего не процветало. Иному не давали развиваться, «плановая целесообразность» и госбезопасность. При Советах всю нашу республику усыпали подземными бункерами управления (в случае войны) 14-ю этажами в глубину и ракетным шахтами. В 70-е годы из-за поломки на одной из них пожар возник, прибалтийские призывники ценой своей жизни предотвратили взрыв гигантского масштаба. А то бы сейчас на северо-востоке дырка видимая с космоса зияла. Дело засекретили, солдат в цинковых гробах (прежде залив спецсмесью) похоронили, лежат в безымянных могилах, рядом с ними счетчик Гейгера попискивает. На советском телевидении даже погоду Йошкар-Олы не передавали. Чем меньше вспоминали Марийскую республику, чем камуфляжне мы утопали в зелени, чем пуще мы скрывались за лесами, за болотами, тем социалистическому государству тогда было предпочтительнее.
Если «некоторые футурологи прекрасного будущего на базе межрегионального сотрудничества» намертво вгрызлись в транспортные узлы как фундамент для экономического скачка, то изучили бы скрупулезнее, настороженнее вопрос «достроительства» железной дороги Яранск-Котельнич, дабы проломить транспортный тупик практически в центре ПФО и благодаря оному окончательно воссоединить северную и южную ветки транссибирской магистрали. Продление указанной железнодорожной нити сократит выход на европейский рынок через финские и прибалтийские морские порты (в том числе охват портов Белого моря и транспортное синтезирование с инфраструктурой Северного морского пути), качественно усовершенствует логистику путей (товарного) ресурсно-экономического взаимного сообщения в рамках коридора «Европа-Азия» (между странами СНГ, ЕАЭС, Иран, Индия, Китай), увеличит КПД и ускорит ж/д потоки в европейской части Российской Федерации по направлениям «Северг-Юг» и «Восток-Запад».
При задействовании водного транспорта Волжского бассейна (Волга – река пяти морей) и активизации перевалочных грузовых пунктов «море – река – железная дорога» значимость станции в Казани как «точки сборки», неизбежно взлетит. Открытие новых рынков сбыта, удешевление стоимости товаров, рост конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности, активизация рекреационно-туристического направления экономики, стимуляция условий для использования природных ресурсов, рабочие места, налоги, – почти все решает незаслуженно канувший в Лету и не до конца готовый механизм «казанского перекрестка семи дорог». И гораздо круче агломерационности. К сожалению, ж/д магистраль Киров – Йошкар-Ола – Казань до сих пор оборвана. Глупо.
Идея межрегиональных агломераций, бесспорно, штука классная и, с интеграционной точки зрения, естественная. Или не очень. В определенных областях России ее непременно употребят в ракурсе повода для следующего логического шага поглощения. Постепенные изворотливые поползновения. Задача сократить количество регионов до 41 штуки. На южную часть Марий Эл положил глаз Татарстан. Остальное, повторимся, у них профитовый интерес не вызывает. Куда деваться неюжным частям? Вперед в прошлое? К царским временам и разделу на Казанскую и Вятскую губернию? Северо-восток нынешней Марий Эл прихватят под слияние Кировской области с Удмуртией по распредлению? Ничего кроме этого не остается ведь? 100-летие отпраздновали и достаточно, пора и честь знать.
Западная часть Марийской республики перепадет Нижегородской области с Чувашией? Напомнить, как себя чувствуют сверхудаленные от регионального центра районы? На кировские муниципалитеты вдоль республики взгляните. На пороге опустения. Где-то, видимо, посредине утухающая Йошкар-Ола неприкаянно болтаться будет. Продолжайте радоваться набережной. Незавидная перспектива раскрывается чисто потому, что предыдущие прогнозы, версии строительства мегарегионов в рамках ныне существующих границ официально потерпели крах.
Легитимное – с подачи верхов – введение в оборот императива «часть региона» на широких дискуссиях гипотетического объединения субъектов РФ открывает ящик Пандоры и заставляет все российские республики, области, края приковано сфокусировать внимание на Марий Эл. Вдруг их тоже ожидает судьба расчленения. Вероятность расколов велика. Детали, запчасти, пазлы, ножницы, клей... Из неудобного: зачем не продвигают проект слияния Мордовии, Чувашии, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Башкортостана? Из-за воспаленной фантазии умалишенных «великодержавинистов», которые остерегаются возникновения ультратерритории с выраженными историческими гострадициями и нерусским большинством? Зря. Не слушайте идиотов. В Поволжье царит межнациональное и межконфессиональное согласие.